4 - 8 октября 2017 года
ОРГАНИЗАТОР:
Главная | Жилищный конгресс

Меморандум

МЕМОРАНДУМ

Всероссийский жилищный конгресс, 1-3 октября 2014 года,
Санкт-Петербург

Участники Всероссийского жилищного конгресса, представляющие органы законодательной и исполнительской власти всех уровней, инвестиционно-строительный, финансовый и риэлторский бизнес, жилищно-накопительные кооперативы и инвестиционные фонды недвижимости, предприятия жилищно-коммунальной сферы, управляющие компании, информационно-аналитические и маркетинговые компании, средства массой информации, образовательные учреждения, общественные и профессиональные объединения России и международные организации, отмечают следующее.

Развитие рынка недвижимости, жилищного строительства, ипотечного кредитования, новых финансовых инструментов по привлечению инвестиций в сферу недвижимости в современных условиях является одной из важнейших стратегических задач Российской Федерации. От эффективного взаимодействия профессионального сообщества с органами государственной власти при решении этой задачи зависит достижение важнейших целей социальной политики по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем, повышению качества жилищно-коммунальных услуг, которые определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600. Основным показателем реализации жилищной политики должено стать не количество введенных квадратных метров, а качество и доступность возводимого жилья для различных слоев населения. Следует признать недостаточной законодательную и институциональную базу, обеспечивающую профессионально-предпринимательскую деятельность в сфере недвижимости и жилищного строительства. Недостаточная результативность принимаемых мер по повышению доступности жилья, значительное несовершенство механизмов, формирующих отношения на рынке недвижимости, требуют изменения подхода к жилищной политике на федеральном уровне.

По-прежнему остается актуальной проблема административных барьеров, препятствующих эффективному осуществлению инвестиционно-строительной деятельности. Снятие этих барьеров и в целом совершенствование государственного управления, направленного на оптимизацию экономики, не может происходить без развития различных форм общественной самоорганизации в каждой из ее сфер. Не в последнюю очередь необходимо развитие саморегулирования, представляющего собой законодательно регламентированную форму самоорганизации профессионально-предпринимательской деятельности. Дефекты практики саморегулирования, проявившиеся на первых шагах его становления в России, не могут являться основанием для ликвидации этого института. Формирование новой модели саморегулирования, позволяющей использовать его потенциал для повышения качества продукции и услуг субъектов предпринимательской деятельности, которое в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 27 мая 2014 года № Пр-1168 должно быть завершено уже в начале 2015 года, не может реализоваться без участия профессионального сообщества. В связи с этим в ближайшее время со стороны социально ответственной части этого сообщества должны быть подготовлены взвешенные предложения по реформе системы саморегулирования. Представление и публичное обсуждение таких предложений существенно помогут работе правительственных органов, которые призваны обеспечить осуществление такой реформы.

В сфере жилищной политики и развития жилищного строительства в целом участники Конгресса считают необходимым:
• Переход от отдельных мероприятий по стимулированию жилищного строительства к полноценной поддержке инвестиционной деятельности при строительстве жилья экономического класса, реальному осуществлению государственно-частного партнерства.
• Формирование в регионах комплексных программ государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства, обеспечивающих строительство инженерной и социальной инфраструктур, реализацию проектов комплексной реконструкции исторических кварталов, улучшение качества среды проживания, на условиях, экономически приемлемых для деятельности частных корпораций.
• Координацию всех проектов государственно-частных партнерств жилищного строительства и механизмов поддержки обеспечения граждан доступным жильем в рамках единых региональных институтов развития.
• Формирование рынка доступного арендного жилья и создание некоммерческого жилищного фонда, включая использование данного фонда в целях расселения аварийного жилья.
• Внедрение института «обратной ипотеки», то есть выдачи под залог имеющегося у граждан жилья кредита, погашение которого происходит единовременно в полном объеме за счет реализации недвижимости в конце срока кредитования. Заемщик при этом сохраняет за собой пожизненное право собственности, владения и пользования объектом недвижимости.

Развитие арендного жилищного фонда позволит не только полностью удовлетворить платежеспособный спрос граждан на жилье и обеспечить переход на качественно новый уровень жилищных условий населения, но и придаст существенный толчок к более гибкой и экономически целесообразной трудовой миграции. Принятие Федерального закона от 21.07.2014 № 217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования», несмотря на его отдельные недостатки, представляет важный шаг к развитию государственно-частного партнерства в сфере арендного жилья. Вместе с тем при отсутствии надлежащей методической поддержки тормозится разработка и начало реализации программ развития арендного жилищного фонда в регионах. Участники Конгресса рекомендуют:
• Обеспечить доработку норм Федерального закона от 21.07.2014 № 217-ФЗ и принятие других федеральных нормативно-правовых актов по вопросам формирования рынка арендного жилья и некоммерческого жилищного фонда, предусматривающий комплексное решение задач жилищной политики, в том числе использование данного фонда в целях расселения аварийного жилья.
• Подготовить модельные региональные законы, регулирующие правовые вопросы государственно-частного партнерства при создании и эксплуатации арендного жилищного фонда.
• Обеспечить методическую поддержку при реализации нормативно-правовых актов по вопросам формирования рынка арендного жилья и некоммерческого жилищного фонда разработки и начало реализации программ развития арендного жилищного фонда в регионах.
• Учесть региональную специфику, а также потенциальные возможности и влияние уже сформировавшегося коммерческого арендного фонда при реализации мероприятий по формированию рынка доступного арендного жилья и развитию некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.

Выработка механизмов решения проблем долевого жилищного строительства предусмотрена поручением Президента Российской Федерации от 18.10.2012 № Пр-2820. Вместе с тем принятые до настоящего времени федеральные нормативно-правовые акты, в том числе страхование рисков в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 № 294-ФЗ, не обеспечивают надлежащую защиту прав граждан в сфере долевого строительства. В связи с этим участники Конгресса рекомендуют:
• Внести изменения в Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в части внедрения механизмов заключения договоров долевого строительства через уполномоченные банки с установлением солидарной или субсидиарной ответственности банков и застройщиков.
• Внести изменения в Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ, предусматривающие возможность внесудебного досрочного расторжения договора аренды земельного участка, на котором осуществляется строительство многоквартирного дома, с привлечением денежных средств граждан, в случае невыполнения застройщиком условий договоров долевого участия (принудительного изъятия принадлежащего такому застройщику земельного участка) с последующим предоставлением данного земельного участка без проведения аукциона объединению граждан – участников долевого строительства (жилищно-строительному кооперативу) при их согласии на самостоятельное за свой счет завершение строительства либо привлеченному таким объединением инвестору с условием принятия им на себя обязательств перед гражданами, не исполненных предыдущим застройщиком.
• Обеспечить в течение 2015 года в регионах начало реализации пилотных проектов, предусматривающих использование новых механизмов проектного финансирования для решения проблем долевого жилищного строительства и строительства жилья экономического класса.

В отношении преодоления административных барьеров совершенствования системы саморегулирования в строительной отрасли участники Конгресса считают целесообразным:
• Включение в Кодекс РФ об административных правонарушениях нормы, предусматривающей административную ответственность, в том числе возможность дисквалификации, должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, за незаконный отказ в выдаче указанных разрешений, за нарушение срока рассмотрения заявления о выдаче разрешения.
• Формирование системы размещения заказа для государственных и муниципальных нужд на осуществление строительства (строительных подрядов), основанной в первую очередь на учете квалификационных характеристик участников торгов.
• Формирование системы «административного арбитража», обеспечивающей инвестиционно-строительным компаниям и другим предприятиям возможность в ускоренном порядке оспаривать принимаемые органами исполнительной власти решения или требовать принятие решений в случае длительного бездействия данных органов.
• Ведение уполномоченным органом исполнительной власти единого реестра членов саморегулируемых организаций, осуществление систематической проверки исполнения саморегулируемыми организациями требований к обеспечению имущественной ответственности.
• Передачу национальным объединениям саморегулируемых организаций полномочий по установлению требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, по каждому из видов таких работ.
• Наделение национальных объединений саморегулируемых организаций полномочиями по проверке исполнения их членами норм законодательства о саморегулировании и уставов национальных объединений, введение возможности исключения из национальных объединений их членов, допускающих систематические нарушения указанных норм.
• Обеспечение надлежащего государственного контроля (надзора) в отношении тех аспектов деятельности саморегулируемых организаций, полномочия по проверке которых не будут переданы национальным объединениям.
• Формирование механизмов осуществления саморегулируемыми организациями функций негосударственного строительного контроля (надзора).
• Переход от существующей модели имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций к реализации механизмов страхования строительно-монтажных рисков.

Рабочая группа по подготовке Меморандума:

Сопредседатель
Координационного совета по строительству
аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО,
помощник полномочного представителя Президента РФ в СЗФО
С.М. Зимин

Руководитель Экспертной комиссии по правовым вопросам
Координационного совета по строительству
аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО
П.Б. Созинов

Член Экспертной комиссии по правовым вопросам
Координационного совета по строительству
аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО,
генеральный директор
ОАО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья»
В.Б. Назаров

Ответственный секретарь
Координационного совета по строительству
аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО
Ю.Л. Курикалов


Версия для печати